Глава 27

Создание школы йоги в Ранчи.


       - Почему ты питаешь отвращение к организационной работе?
       Этот вопрос учителя немного испугал меня. Действительно, в то время я считал, что организации - это "осиные гнезда".
       - Это неблагодарный труд, - ответил я, - неважно, что делает или не делает руководитель, его все равно критикуют.
       - Не желаешь ли ты всю божественную чанна (манну небесную) для себя одного? - возразил гуру, строго взглянув на меня. - Разве мог бы ты или кто-нибудь другой достичь контакта с Богом через йогу, если бы великодушные учителя, сменяя друг друга, не пожелали передать знание другим? - И добавил: - Бог - это мед, организации - ульи; необходимы оба. Конечно, всякая форма бесполезна без Духа, но почему бы тебе не начать деятельность с ульев, полных духовного нектара?
       Его совет глубоко тронул меня. Хотя я и ничего не ответил, в груди моей возникло твердое решение непременно, насколько в моих силах, поделиться с собратьями освобождающими истинами, полученными у стоп гуру. "Господи, - молился я, - да озаряет вовеки любовь Твоя святилище моего благоговения, и да буду я способен пробудить любовь Твою во всех сердцах".
       А однажды, еще до того, как я присоединился к монашескому ордену, Шри Юктешвар неожиданно заметил:
       - Подумай, как тебе в старости будет недоставать общества жены! Согласись, что семейный человек, занятый полезным трудом для содеожания жены и детей, таким образом играет достойную роль в глазах Бога?
       - Учитель, - запротестовал я в тревоге. - Вы же знаете, что я в этой жизни жажду лишь Космической Возлюбленной.
       Он рассмеялся так весело, что я понял: замечание его было сделано просто для того, чтобы испытать мою веру.
       - Запомни, - медленно сказал он, - тот, кто сбрасывает с себя мирские обязанности, может оправдаться, лишь взяв ответственность за гораздо большую семью.
       Идея правильного воспитания молодежи всегда была близка моему сердцу. Я четко видел бесплодные результаты обычного обучения, направленного лишь на развитие тела и интеллекта. Моральные и духовные ценности, без признания которых ни один человек не может прийти к счастью, все еще отсутствуют в официальной учебной программе. Я решил основать школу, где мальчики могли бы развиваться до поры их зрелости. Свой первый шаг в этом направлении я сделал с семью ребятами в Дихика, маленьком селении Бенгалии.
       Через год, в 1918 году, благодаря великодушию Маниндры Чандра Нунди, магараджи Кашимбазара, я смог перевести быстро разрастающуюся группу в Ранчи. Этот город в Бихаре, километров в трехстах от Калькутты - благословенное место с самым здоровым климатом в Индии. Кашимбазарский дворец в Ранчи был превращен в штаб-квартиру новой школы, которую я назвал "Йогода Сатсанга Брахмачарья Видьялая" 1.
       В соответствии с идеалами воспитания риши я создал программу обучения детей как для начальной, так и для средней школы. В древней Индии местами их обучения, как светского, так и божественного, были лесные ашрамы. Туда входили дисциплины сельскохозяйственные, технические, коммерческие и академические. Ученики обучались также йоговской концентрации и медитации, а также единственной в своем роде системе физического развития йогода, принципы которой мне открылись в 1916 году.
       Поняв, что тело человека подобно электрической батарее, я сделал вывод, что его можно подзарядить энергией непосредственно человеческой волей. Поскольку никакое действие, незначительное или значительное, невозможно без проявления воли, человек может воспользоваться этим основным двигателем для обновления тканей тела без всяческих обременительных аппаратов или механических упражнений. Поэтому я научил учащихся в Ранчи простым техническим йогода, благодаря которым жизненная сила, сконцентрированная в продолговатом мозге, может быть тотчас сознательно подзаряжена из постоянно имеющегося неограниченного источника космической энергии.
       Ребята в Ранчи с радостью откликнулись на применение этой техники, необычайно развив способность к перемещению энергии из одной части тела в другую и сидению в трудных асанах 2 в абсолютном равновесии. Они совершали подвиги силы и выносливости, которые не смогли бы осуществить многие взрослые силачи.
       Мой младший брат Бишну Чаран Гхош поступил в школу Ранчи, позже он стал ведущим специалистом Бенгалии по физкультуре. С одним из своих учеников он проехал Европу и Америку, демонстрируя силу и ловкость, изумлявшие ученых, в том числе Колумбийского университета в Нью-Йорке и многих других университетах 3.
       К концу первого учебного года заявлений от желающих поступить в Ранчи достигло двух тысяч. А школа, которая в то время была исключительно и местом жительства учеников, могла дать пристанище лишь примерно сотне человек. Вскоре было организовано обучение учеников, живущих дома.
       В школе мне надлежало быть и отцом и матерью для детей, а также справляться с множеством организационных проблем. Я часто вспоминал слова Христа: "...Истинно говорю вам: нет никого, кто оставил бы дом, или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или земли ради Меня и Евангелия и не получил бы ныне, во время сие, среди гонений, во сто крат более домов, и братьев, и сестер, и матерей, и детей, и земель, а в веке грядущем жизни вечной" 4.
       Шри Юктешвар так истолковывал эти слова: "Преданный Богу человек, отказавшийся от жизненного опыта брака и семьи, меняет проблемы маленького домохозяина и ограниченной деятельности на значительно более ответственное служение обществу в целом, предпринимает труд, часто сопровождаемый преследованием со стороны неправильно понимающего его общества. Но этот путь также сопровождается и неким божественным внутренним вознаграждением".
       Однажды в Ранчи с благословением прибыл мой отец, долго воздерживающийся от этого из-за того, что я огорчил его отказом от предложения занять пост в железнодорожной компании Бенгал-Нагпур Рэйлуэй.
       - Сын, - сказал он, - теперь я смирился с твоим жизненным выбором. Мне радостно видеть тебя среди этих счастливых, шустрых ребятишек, твоя жизнь здесь лучше, чем жизнь с бездушными цифрами железнодорожных расписаний. - Он помахал рукой дюжине мальчиков, следовавших за мной по пятам. - У меня было только восемь детей, - заметил он, - но я могу понять тебя! - Глаза его были влажны от слез.
       Имея в собственном распоряжении большой фруктовый сад и одинадцать гектаров земли, мы с учениками и учителями по многу часов ежедневно наслаждались сельскохозяйственными работами на свежем воздухе. У нас было много разных животных - кошек, собак, коз, коров и олененок, которого дети просто обожали. Я тоже так любил оленя, что позволял ему спать в своей комнате. Со светом зари маленькое создание обычно ковыляло к моей постели за утренней лаской.
       Однажды, так как мне надо было сделать кое-какие дела в городе Ранчи, я покормил баловня раньше обычного, предупредив ребят, чтобы до моего возвращения они не кормили олененка. Однако один мальчик не послушался и дал ему много молока. По возвращении вечером я узнал печальную новость: олененок при смерти от переедания.
       Жалостливо моля Бога пощадить его жизнь, со слезами я взял на колени всеобщего любимца, явно бывшего без признаков жизни. Через несколько часов маленькое создание открыло глаза, встало и слабо заковыляло. Вся школа огласилась радостными восклицаниями.
       Но этой ночью я получил памятный урок на всю жизнь. Провозившись с олененком до двух часов ночи, я заснул. Он явился во сне и сказал:
       - Ты задерживаешь меня здесь, пожалуйста, отпусти!
       - Хорошо, - ответил я во сне.
       Тут же проснувшись, я закричал: "Ребята! Олененок умирает!" и бросился в угол комнаты, где был всеобщий любимец. Он сделал последнюю попытку подняться, проковылял ко мне и упал мертвым у моих ног.
       Согласно карме, направляющей и регулирующей судьбу животных, жизнь олененка завершилась, и он был готов к прогрессу в более высокой форме. Но из-за глубокой привязанности, которая, как я потом осознал, была эгоистичной, благодаря пылким молитвам я был в состоянии удержать его в ограниченях животной формы существования, от которой душа всеми силами старалась освободиться. В связи с этим душа олененка во время моего сна попросила освободить ее от жизни в теле олененка, поскольку без позволения она либо не хотела, либо не могла отойти. И как только я согласился, сделала это.
       Скорбь оставила меня, я по-новому понял, что Бог желает, чтобы все дети любили Его, ибо являются частью Его, и не считали ошибочно, будто со смертью все завершается. Несведущий человек видит лишь непреодолимую силу, захватывающую сцену смерти, как будто навек скрывающую его любимых друзей. Но непривязанный человек, любящий других как Проявления Господа, понимает, что со смертью дорогие ему лишь возвращаются к Богу радостно передохнуть.
       Школа Ранчи разрослась от скромных размеров до учебного заведения, теперь хорошо известного в Бихаре. Многие факультеты поддерживались добровольными взносами тех, кого радовало увековечение идеалов воспитания риши. Также были учреждены процветающие филиалы в Миднапуре, Лакшманпуре и Пури.
       В учебном заведении Ранчи есть медицинский факультет, где лекарства и услуги врачей бесплатны для местных бедняков. Число лечившихся было довольно высоко и доходило до более чем восемнадцати тысяч человек в год. Видьялая отличалась также и в индийских состязаниях, и в сфере науки, что подтвердилось позже успехами многих ее питомцев в последующей университетской жизни.
       В течение трех последних десятилетий школа была удостоена посещения выдающихся людей Востока и Запада. Одной из великих персон, посетивших Видьялаю в первый год ее существования, был свами Пранабананда, бенаресский "святой с двумя телами". Когда великий учитель взглянул в классы, живописно расположившиеся на свежем воздухе под деревьями, и вечером увидел, как ребята часами сидят неподвижно в йоговской медитации, он был глубоко тронут.
       - Сердце радуется, - сказал он, - когда я вижу, что идеалы правильного воспитания молодежи Лахири Махасая продолжаются в этом месте. Да будет на нем благословение моего гуру.
       Один мальчик обратился с вопросом к великому йогу:
       - Господин, - спросил он, - буду ли я монахом? Только ли для Бога моя жизнь?
       Хотя свами кротко улыбался, глаза его пронизывали будущее.
       - Дитя мое, - ответил он, - когда ты станешь взрослым, тебя ждет прекрасная невеста (в конце концов после многолетних намерений вступить в Орден Свами он действительно женился).
       Спустя некоторое время после посещения школы в Ранчи свами Пранабанандой я с отцом посетил его дом в Калькутте, где временно остановился этот йог. Предсказание Пранабананды сделанное много лет назад, вдруг пришло на память: "Я увижу тебя с твоим отцом позже".
       Когда отец вошел в комнату свами, великий йог поднялся с места и дружески обнял моего родителя.
       - Бхагабати, - сказал он, - что вам еще надо? Разве вы не видите, что ваш сын на пути к Бесконеному? - Услышав его похвалу, я покраснел от смущения. Свами продолжал: - Помните, как часто наш блаженный гуру говаривал: "Банат, банат, бан джа" 5. Так, непрестанно придерживаясь крия-йоги, быстрее достигайте врат божества.
       Тело Пранабананды, выглядевшее столь здоровым и крепким во время удивительного посещения его в Бенаресе, теперь обнаруживало явные следы возраста, хотя осанка его была по-прежнему восхитительно прямой.
       - Свамиджи, - спросил я, глядя прямо в его глаза, - скажите, пожалуйста, правду: не ощущаете ли вы возраста? С ослаблением тела не страдают ли восприятия Бога из-за каких-либо ограничений?
       Он улыбнулся ангельской улыбкой:
       - Возлюбленный ныне со мною более, чем когда-либо. - Его абсолютная уверенность переполняла мой ум и душу. Он продолжал: - Я все еще наслаждаюсь двумя пенсиями - одной от присутствующего здесь Бхагабати, а другой - ниспосланной выше. Показав пальцем на небо, святой впал в экстаз, лицо его озарилось божественным светом - это явилось достаточным ответом на вопрос.
       Заметив, что в комнате Пранабананды было много растений и пакетиков с семенами, я спросил его об их назначении.
       - Я навсегда оставил Бенарес, - сказал он, - и теперь держу путь в Гималаи. Там я открою ашрам для учеников. Из этих семян вырастут шпинат и другие овощи. Мои дорогие будут жить просто, проводя время в блаженном единении с Богом. Ничего иного не нужно.
       Отец спросил брата по ученичеству, когда он вернется в Калькутту.
       - Никогда более, - ответил святой. - Это тот год, в который, как сказал Лахири Махасая, я оставлю мой любимый Бенарес навсегда и отправлюсь в Гималаи, чтобы там сбросить свой бренный остов.
       Глаза мои при этих словах наполнились слезами, но свами спокойно улыбнулся. Он напомнил мне маленького сына неба, сидящего в безопасности на коленях Божественной Матери. Бремя лет не оказывает никакого неблагоприятного действия на полное владение великими йогами высшими духовными силами. Они в состоянии обновить тело по своей воле, но торможение процесса старения никогда не занимает их. Некоторые святые, чтобы исключить необходимость истощения кармы в новом воплощении, дают ей истощиться на физическом плане, используя старое тело, что позволяет сэкономить время.
       Через несколько месяцев я встретил старого друга Санандана, - близкого ученика Пранабананды.
       "Мой обожаемый гуру отошел, - рассказывал он, всхлипывая. - Он основал ашрам близ Ришикеша и с любовью занимался с нами. Когда мы, в его обществе быстро прогрессируя духовно, достаточно укрепились, он однажды предложил накормить многих жителей Ришикеша. Я спросил, зачем ему хочется этого.
       - Это моя последняя праздничная церемония, - сказал он. Я не понял глубины смысла его слов.
       Пранабанандаджи помог приготовить большое количество еды. Мы накормили около двух тысяч гостей. После пира он сел на высокий помост и прочитал вдохновенную проповедь о Бесконечном. По окончании на глазах у тысячи людей он обратился ко мне, так как я сидел на возвышении рядом с ним, и сказал с необыкновенной силой:
       - Санандан, приготовься, я собираюсь оставить свое тело.
       После безмолвной паузы, ошеломленный, я громко закричал:
       - Учитель, не делайте этого! Пожалуйста, прошу вас, не делайте этого!
       Толпа мгновенно утихла, множество глаз с любопытством взирало на нас. Гуру улыбнулся мне, но его торжественный взгляд был уже устремлен в Вечное.
       - Не будь эгоистом, - сказал он, - не горюй обо мне. Я долго с радостью служил всем вам, теперь возрадуйся и пожелай мне счастливого пути. Я иду на встречу с Космическим Возлюбленным. - Пранабанандаджи шепотом добавил: - Скоро я буду рожден вновь. Насладившись кратким периодом Бесконечного Блаженства, я вернусь на землю и присоединюсь к Бабаджи 6. Ты скоро узнаешь, когда и где моя душа облачится в новое тело.
       Затем он воскликнул вновь:
       - Санандан, вот я отбрасываю свое тело, применяя вторую крия-йогу 7.
       Он взглянул на море лиц перед собой и дал благословение. Затем направил внутренний взор на духовное око, и стал недвижен. Когда изумленные люди думали, что он медитирует в экстатическом состоянии, он уже оставил сосуд плоти и погрузил душу в Космическую Бозбрежность. Ученики коснулись его тела, находящегося в позе лотоса, но оно более не было теплой плотью. Остался лишь окоченевший остов; владелец его улетел к берегу бессмертия".
       Когда Санандан окончил рассказ, я подумал: "Блаженный "святой с двумя телами" был драматичным как при жизни, так и в смерти".
       Я спросил, где должен был вновь родиться Пранабананда.
       - Эту доверенную мне святыню я никому не могу разглашать, - ответил Санандан. - Возможно, ты узнаешь об этом каким-нибудь другим путем.
       Через несколько лет от свами Кешабананды 8 я узнал, что Пранабананда спустя несколько лет после рождения в новом теле ушел в Бадринараян, расположенный в Гималаях, и там присоединился к группе святых вокруг великого Бабаджи.




       1. Видьялая - школа. Брахмачарья здесь относится к одному из четырех этапов ведического плана жизни, куда входят: 1.Целомудренный ученик (брахмачарья). 2.Домохозяин с мирскими обязанностями (грихастха). 3.Отшельник (ванапрастха). 4.Лесной житель или странник, свободный от всех земных благ и забот (саньяси). Хотя эта идеальная схема жизни и не соблюдается широко в современной Индии, тем не менее она имеет много преданных приверженцев. Эти четыре этапа проводятся благоговейно под жизненным руководством гуру.
       Дальнейшая иныормация о школе Йогода Сатсанга в Ранчи дана в главе 40.
Return
       2. Для удовлетворения растущего на Западе интереса к йоговским позам (асанам) издан ряд иллюстрированных книг по этой теме.
Return
       3. Бишну Чаран Гхош умер 9 июля 1970 г. в Калькутте.
Return
       4. От Марка 10.29-30.
Return
       5. Одно из любимых замечаний Лахири Махасая для поощрения упорства учеников: "Делаешь, делаешь, когда-нибудь и сделаешь". Эту мысль можно свободно перевести так: "Стараешься, стараешься и когда-нибудь придешь к божественной цели!"
Return
       6. Гуру Лахири Махасая, который жив поныне. См. главу 33.
Return
       7. Вторая крия, полученная от Лахири Махасая, позволяет овладевшему ею выходить из тела и возвращаться в него сознательно в любое время. Преуспевающие йоги используют эту методику крия во время последнего выхода - смерти - момент, который они всегда знают заранее.
       Великие йоги "входят и выходят" через духовное око, "двери" спасения. Христос сказал: "Я есмь дверь: кто войдет Мною, тот спасется и войдет и выйдет, и пажить найдет. Вор (майя или иллюзия) приходит только для того, чтобы украсть, убить и погубить; Я (Сознание Христа) пришел для того, чтоб имели жизнь и имели с избытком". - От Иоанна 10.9-10.
Return
       8. Моя встреча с Кешабанандой описывается в главе 42.
Return



Используйте ЛОТОС для переходов по страницам